Наверное это понятие знакомо в разные периоды жизни практически всем!

Боль внизу спины — определяется как боль, мышечное напряжение, скованность, которая локализуется ниже реберного края и выше нижней ягодичной складки, иногда сопровождается болями в ноге (sciatica).

Зачастую такая боль приводит к ограничению двигательных способностей — человек не может выполнять работу, ходить, длительно стоять и пр.

Порядок постановки диагноза и лечение несколько различается в разных странах. Также существуют различия в его названии среди медицинских специалистов: терапевты говорят люмбаго, неврологи — грыжа диска, мануальные терапевты — дисфункция фасет-суставов. Боль в спине встречается в жизни у 49-70% людей, и одномоментная встречаемость в западной цивилизации составляет 12-30% людей.

Существуют специфические причины таких болей:

  • компрессионные переломы позвонков;
  • спондилолистез (ненормальное смещение позвонков);
  • опухоли или метастазы;
  • анклиозирующий спондилит (воспалительное заболевание).

Около 90% пациентов с болью в спине не имеют специфической причины, что позволяет относить их боль к неспецифической. Большинство этих эпизодов имеют благоприятных прогноз, однако, в среднем у 75% будет отмечен рецидив боли в течение 1 года, хотя его выраженность и будет слабее и не потребует обращения к доктору. На это указывает то, что 90% пациентов перестают консультироваться с доктором в течение первых 3-х месяцев после ее начала.

МРТ позвоночника и спинного мозга (практически норма)
МРТ спины
S. McGill – известный канадский специалист в области биомеханики позвоночника
упражнения для спины

Острая боль длится менее 6 недель, подострая от 6-12 недель, хроническая — более 12 недель. Особую роль в процессе хронификации (5% людей) этого состояния играют факторы связанные с неудовлетворенностью работой, высоким уровнем стресса, депрессивным настроением, дефицитом социальной поддержки, личностными представлениями, страхами и реагированием, а также слабость мышц спины, живота, ног, курение, ожирение.

Выполнение МРТ или рентгенографии не является обязательным в большинстве случаев.

За исключением ситуаций наличия у пациента значимых факторов риска, таких как патология нервного корешка, возраст моложе 20, старше 55 лет, не связаный с нагрузкой характер боли, боль в груди, в анамнезе прием стероидов, опухоли, потеря веса, плохое общее самочувствие, деформация спины. Существуют исследования указывающие на наличие аномалий на КТ и МРТ у 50% пациентов без боли внизу спины.

Более 1500 исследований в лечении продемонстрировали существенный перевес эффективности на стороне активных методов в сравнении с пассивными.

В остром периоде широко применяется прием НПВС и/или миорелаксантов в течение 3-5 дней. Двигательную активность необходимо сохранять на умеренном уровне, уместен короткий курс спинальных манипуляций. В каждом индивидуальном случае решение принимает  сертифицированный специалист — хиропрактик, остеопат или мануальный терапевт.

Абсолютное зло в остром периоде – это постельный режим и силовая агрессивная лечебная физкультура. Эффективность таких методов, как иглотерапия, эпидуральные блокады со стероидами, ношение корсета, массаж спины, тракция позвоночника, процедуры физиотерапевтического лечения  – имеют низкую доказательную базу.

При хронической боли внизу спины применяется междисплинарный комплексной подход, который может включать в себя:

1) короткие образовательные лекции о механизмах боли;

2) курс спинальные манипуляции;

3) отлично работает лечебная физкультура — специальные двигательные программы под контролем специалиста;

4) КБТ  — методика психотерапии, включающая работу со страхами, предубеждениями и ощущениями.

Полезными являются школы спины — обучение комплексу физических упражнений под контролем физиотерапевта с дальнейшим продолжением дома, поэтапное расширение двигательной активности.

Также часто применяют анальгетики с антидепрессантами — это не наш профиль, который требует участия невролога.

Помните, что хирургическое лечение при неспецифической боли внизу спины не показано!

Будьте здоровы!

Литература: doi: 10.1136/bmj.332.7555.1430